Наши клиенты Торговые стеллажи Паллетные стеллажи Шкафы бухгалтерские

Оптимизация торговли: эффективная расстановка торгового оборудования.
( Воскресенье, 26 Августа 2012. Просмотров: 2869. )

Одной из наиболее важных и сложных составляющих технологического проектирования любого магазина является планировка размещения торгового оборудования в торговом зале. Оптимально организованная планировка повышает оборот и прибыль магазина и наоборот: ошибки здесь способны свести на нет всю его работу. Основная сложность планировки торгового зала заключается в наиболее эффективной увязке ее со всеми технологическими операциями магазина. Важно не просто красиво расставить прилавки и витрины, а обеспечить при этом оптимизацию всех торгово–технологических процессов.

В идеале планировкой торгового зала должны заниматься специалисты в области проектирования магазинов, причем имеющие в этом достаточный практический опыт. На западе вообще иного пути не существует, причем большинство признанных специалистов полагают, что к самостоятельному проектированию магазинов можно приступать только после 5–7 лет работы под руководством опытного наставника. Подобное правило вполне применимо и в Украине. Если же привлечение специалиста оказалось невозможным и приходится рассчитывать на собственные силы, то необходимо учитывать основные принципы оптимального построения торгового зала.

Планировка торгового зала начинается не с расстановки оборудования, а с уточнения и детализации ассортимента в магазине, определения соотношения товарных групп в ассортименте, выделения групп товаров повседневного и повышенного спроса, перечня сопутствующих товаров, товарных позиций, приносящих максимальную прибыль (наиболее выгодных для магазина). Без этого невозможно определить количество отделов, тип и вид необходимого торгового оборудования, способы выкладки товара и т.д.

Но самое главное то, что это позволяет выделить зоны наиболее эффективного расположения товаров в торговом зале с учетом психологии покупательского спроса. Как показывают результаты исследований, площади в торговом зале не равноценны с точки зрения объема продаж в пересчете на 1 кв.м. Их значимость по мере движения покупательских потоков от входа (фасада магазина) по направлению к противоположной стене уменьшается. В зоне, прилегающей к входу (фасаду), реализуется около 40% всего оборота магазина.

Следующая по значимости зона дает 30% продаж, а последующие — соответственно 20% и 10%. Перераспределение групп товаров в зале с учетом этих обстоятельств позволяет повысить оборот. В зоне интенсивной торговли располагаются товары, которые дают большую прибыль, наиболее привлекательны для покупателей, отличаются быстрой оборачиваемостью. Именно в этой зоне должен начинаться маршрут движения покупателей по торговому залу. По мнению специалистов, по мере обхода торгового зала покупатели должны встречаться с товарами, которые связаны с товарными группами, расположенными при входе. И, наконец, в зонах, где наплыв покупателей не столь интенсивен, целесообразно располагать товары повседневного спроса. Движение к ним мимо сопутствующих товаров стимулирует импульсивные покупки последних.

Такой подход и позволяет перераспределить в более равномерную сторону зональное влияние в торговом зале и увеличить оборот всех его участков. “Зональное” влияние на оборот целесообразно использовать при планировке торгового зала в продовольственном магазине. Причем по мере увеличения площади торгового предприятия “зональный” подход теряет свою эффективность. Вообще, необходимо предостеречь от чрезмерного увлечения стандартными моделями планировки торгового зала. Опыт показывает: строгой схемы размещения групп товаров в магазине не существует. Это творческий процесс, который зависит от пространственного решения торгового зала, этажности, формата и специализации магазина.

В современном магазиностроении считается более эффективным размещение продукции на торговом оборудовании по потребительским комплексам. Такой принцип целесообразен в непродовольственных магазинах, гипермаркетах, универмагах и др. Он означает размещение в одной зоне взаимосвязанных групп товаров. Например, в зоне демонстрации товаров для отдыха и путешествий целесообразно размещать все, что к этому может иметь отношение (спортивные и пляжные сумки, зонты и шезлонги, пляжную обувь, мазь для загара, надувные матрацы, приспособления для подводного плавания и др.).

Планировка торгового зала на основе формирования потребительских комплексов позволяет найти в одном месте все, что может пригодиться в рамках тематических интересов. Это стимулирует импульсивные продажи. Такой принцип очень распространен на западе. Выстраивая размещение в торговом зале товаров по потребительским комплексам, необходимо учитывать следующие обстоятельства: чем чаще покупается товар, тем короче должен быть к нему путь покупателей, и наоборот. Товары, покупка которых предполагает длительный осмотр и выбор (примерка, прослушивание, включение и др.), целесообразно размещать в местах, удаленных от основных покупательских потоков.

Товары для детей и товары для домашнего обихода обычно покупают женщины, поэтому, выбирая зоны размещения потребительских комплексов товаров для женщин, это необходимо учитывать. Подобные взаимосвязи можно обнаружить и в товарных комплексах для мужчин: товары для ремонта жилья, автомобилей; инструмент и материалы для поделок целесообразно размещать рядом, связав короткими путями.

Систематизация основных групп товаров в потребительские комплексы и схематическое размещение их по площади торгового зала — первое и непременное условие построения концепции обслуживания покупателей в магазине. Фактически — это черновой вариант будущей расстановки торгового оборудования. После того, как он появился, можно приступать к моделированию и экспертной оценке основных торгово-технологических операций магазина с учетом зон расположения будущих отделов.

Каталог продукции

Профессиональный подход и современные решения поставленных задач.

Скачать каталог

Лучшие товары Топ10

Формируем дилерскую сеть

Отличные условия сотрудничества!

+38/044/351-1421, 587-8379

Подробнее